Авторские подарки ручной работы Галины Смирновой
 Новости сайта
Главная » Статьи » Историческая справка

Розы в украинской вышивке
Розы в украинской вышивке
Юта Арбатская
Вышивка в Украине имеет довольно древние корни, украинская вышивка ведет свое летоисчисление еще с дохристианского периода.
В то время вышитые рушники или сорочки-вышиванки служили оберегами - считалось, что они охраняют своего владельца от сглаза, а его дом от злых сил.
С приходом христианства вышитыми рушниками украшали иконы, вышивкой украшали храмы (вышитые иконы, ризы).
В наше время вышиванка стала наиболее модной праздничной одеждой в Украине, ни одна свадьба не обходится без вышитых рушников, в селах часто можно встретить вышитые подушки и покрывала.
*
*
Самым распространенным орнаментом украинской вышивки (хотя на самом деле он был общим для всех восточнославянских народов) был геометрический орнамент, главные элементы которого составляли «ромбики с загогулинками».
Они, по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию.
Именно наличие последнего значения объясняет широкое распространение этого оберегового орнамента в обрядовой одежде, прежде всего, женской.
Вышивка с такими знаками в женской одежде располагалась на головных уборах, груди и наплечнике, в мужской – на наплечнике, а также рукавах и подоле сорочки-вышиванки.
*
Орнаменты вышивки Хмельницкой области
*
В растительном орнаменте наиболее часто использовались изображения листьев хмеля, веток калины, листьев и веток дуба, маки, лилии, виноград.
Кроме того, вся украинская вышивка обозначена знаками Воды и Солнца.
Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа.
Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как водную материнскую и солнечную отцовскую энергии.
Цветочная тема проявилась в украинской вышивке не сразу: геометрические орнаменты постепенно видоизменялись до схематического, а потом и до натуралистического изображения цветов.
Наиболее популярные цветы в украинской вышивке: барвинок, мальва, незабудка, ландыш, а часто и фантастические звездные цветы.
*
Особое внимание уделялось рушникам - древним талисманам дома, семьи.
В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов: с рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, встречали и провожали дорогих гостей, справляли брачные обряды, провожали в последний путь, украшали иконы и накрывали хлеб на столе.
Рушники были своеобразным освящением начала дела и его окончания.
Образцы рушников. Полтавщина. Конец XIX – начало XX в.
*
Розы появились на рушниках и одежде лишь в XIX веке.
Мотив «роза», «рожа», «ружа», «троянда» можно отнести к своеобразным нововведениям в орнаментике вышивок на одежде.
Исследователи выводят ее происхождение из геометрических орнаментов путем усложнения крестиков, розеток, некоторые, в частности Г. Павлуцкий, видит в этом мотиве ближневосточные влияния.
Одной из причин популяризации темы розы в вышивке в Украине, на наш взгляд, является то, что основной религией в Западной Украине было католичество, где роза – это символ Девы Марии, а белая роза подразумевает чистоту и невинность.
Впрочем, следует отметить, что словом «рожа» в Украине называли не только розу, но также шиповник и мальву.
*
На рубеже XIX-XX веков происходит кардинальное изменение художественно-образного решения народной вышивки.
Объясняется это распространением техники крестика.
Этой техникой вышивали в городах и барских имениях разнообразные предметы интерьерного назначения: панно, скатерти, салфетки.
Первые орнаменты появились в российских печатных изданиях, которые копировали рисунки итальянских, голландских и немецких узоров.
*
Малоформатные книжечки и альбомы, отдельные листы с рисунками в псевдонародном стиле издавались в Москве, Киеве, Петербурге, Одессе, Могилеве и распространялись по городам и селам Центральной России, Украины, Белоруссии, Бессарабии.
Печатные рисунки с яркими орнаментами и картинками для вышивания издавали как приложения к журналам «Нива», «Вестник моды», «Родина», «Новый Русский Базар».
Приложение к журналу «Родина». 1887 г.
.
Приложение к дамскому журналу «Новый Русский Базар», СПб, 1882 г.
.
Из альбома узоров. Приложение к журналу «Родина». 1902 г.
. .
Главным поставщиком альбомов был известный «Никольский» рынок в Москве.
Среди таких изданий можно назвать «Сборник южно-русских узоров» Е.К.Доливо, «Альбом образцов вышивок», собранный и изданный К.Далматовым, рекомендуемый для использования во всех женских учебных заведениях императрицы Марии Федоровны, и много других.
.
Из города техника вышивания крестиком постепенно перешла в село.
В отделке женских сорочек, наряду с классическими узорами традиционной народной вышивки с присущими каждому региону художественными особенностями, появляются новые, натуралистично трактованные растительные мотивы в красно-черной гамме.
Установленные на протяжении столетий в каждой местности свои традиции, свои представления о красоте стали быстро вытесняться новой техникой, новыми орнаментами.
Известный собиратель народного искусства И.М.Гончар отмечал, что это явление «нивелировало все самобытные местные особенности вышивок».
.
Стремительному расширению моды на технику вышивания крестиком способствовали и листки с напечатанными узорами для вышивания, которые бесплатно в виде премии раздавали покупателям дешевого глицеринового мыла или одеколона.
Мыло и другую парфюмерную продукцию изготавливала московская фабрика «Брокар и Ко», основателем и собственником которой был с 1864 года купец Генрих Афанасьевич Брокар, по происхождению француз.
От отца, Атанаса Брокара, он перенял секреты технологии, хорошо знал парижскую парфюмерную моду.
Г.А.Брокар с супругой Ш.Реве. Фото 1860-х гг.
.
Фабрика 25-летнего коммерсанта Генриха Брокара открылась в 1864 году в Теплом переулке, в Москве.
За два года до этого Генрих Афанасьевич женился на московской барышне Шарлотте Реве, бельгийке по рождению.
Шарлотта Андреевна прекрасно владела русским языком, органично вписалась в московскую действительность.
Всю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала новые бренды, названия товарных групп, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами.
Поначалу дело не клеилось, и как ни старался новоиспеченный парфюмер, мыло спросом не пользовалось.
Выручка составляла 2–3 рубля. Шарлотта предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше – с буквами алфавита, а для взрослых – разноцветное мыло в виде овощей.
По свидетельствам очевидцев, многие юные москвичи выучились читать по «азбуке Брокара».
Качественное мыло Брокара быстро завоевало популярность, и предприимчивый француз постепенно начал расширять производство и разрабатывать новые сорта мыла.
Русским женщинам особенно нравилось «Греческое» мыло, которое Брокар вырабатывал из лучших сортов орехового масла.
Следующими сортами были «Шаром» и «Народное», цена которых была всего одна копейка за кусок.
.
.
В 1873 году Шарлотта преподносит великой княгине Марии Александровне, дочери царя Александра II, букет восковых цветов, которые пахнут как настоящие, и через неделю Брокары становятся поставщиками Императорского Двора.
К открытию второго фирменного магазина Шарлотта придумывает очередную новинку
.
Набор парфюмерных изделий, включающий в себя мыло, помаду, духи, одеколон, крем – всего десять изделий по фантастически низкой цене в один рубль.
Подогретая рекламой публика чуть не разнесла новый магазин.
В 1882 году на Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставке в Москве в центре выставочного павильона был установлен фонтан, струи которого испускали необычный аромат.
Таким оригинальным способом Генрих Брокар презентовал свою новую продукцию – одеколон «Цветочный».
Посетители выставки собирали бесплатный одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а иные даже полоскали в фонтане свою одежду.
В разгар русско-турецкой войны 1877-1878 годов начинается выпуск помады и мыла под названием «Букет Плевны», которые быстро стали популярны среди простого народа.
.
.
Рекламные задумки Шарлотты восхищают даже современных коммерсантов.
Вероятно, именно с ее подачи появились бесплатные «премии» к мылу – печатные рисунки с узорами для вышивки крестиком.
Отныне не только горожане, но и крестьянское население всей Российской империи стали покупателями брокаровской продукции, а вышивку стали называть «мыльной» или «брокаровской».
Подобные рекламные листки выпускались и конкурирующей фирмой «Товарищество А.Ралле и Ко».
Эта компания была основана в Москве французским подданным, купцом Альфонсом Антоновичем Ралле в 1843 году.
Номенклатура фабрики включала духи, одеколоны, туалетное мыло, помады, пудру.
Разработкой рецептуры занимались приглашенные из-за границы парфюмеры.
Сырье доставлялось оттуда же, из Франции и Италии.
.
.
Плакаты и рекламные листки «Товарищества А.Ралле и Ко»
.
Маленькое производство разрослось к 1855 году до 22 строений в Теплом переулке, «Товарищества стеариновых свеч», мыловаренной фабрики и парфюмерного цеха.
Продукция Ралле (духи, помада, пудра, мыло) быстро обрела популярность.
В том же 1855 году компания добилась престижного звания поставщика Двора Его Императорского Величества.
Дополнительным слагаемым успеха стало то, что в правление образовавшегося «Торгового дома А. Ралле» вошел владелец хрустального завода Фридрих Дютфуа, облачавший душистую продукцию в оригинальные флаконы.
Отлично организована была и система сбыта: многочисленные агенты распространяли «парфюм» даже среди вельмож Ближнего Востока.
Реклама гласила, что в магазинах товарищества Ралле можно приобрести «…более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю».
Любителям ароматов предлагались знаменитые «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических названий.
Компания развивалась, и потребовалось основать новую фабрику.
В 1899 году новое здание фабрики было построено в Бутырках по проекту архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио.
Предприятие было оборудовано по последнему слову тогдашней техники.
Оно имело средства механизации, электричество, лифт, паровые машины, телефон.
Основной корпус сохранился и до настоящего времени: в нем сейчас размещены мыловаренное и косметическое производства.
Одновременно на юге России были заложены плантации для выращивания эфиромасличных культур и получения душистых веществ.
Столь необходимое и дорогое сырье теперь не привозилось из-за границы, а выращивалось в России.
С 80-х годов XIX столетия начинается выпуск модных цветочных одеколонов, которые принесли Товариществу огромные прибыли.
Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии.
Листовки с образцами орнаментов также немало способствовали популярности парфюмерии Товарищества, но такого массового распространения, как у Брокара, не получили.
.
Рекламная листовка Ралле и Ко
.
У рекламных листовок обеих фирм было много общего.
Рукодельниц привлекала новизна орнаментальных мотивов, их цветовая насыщенность, декоративность.
Техника крестика давала широкие возможности для цветовой разработки и более реалистичного трактования растительных мотивов.
Быстрое заполнение вышивкой площади изделия и наличие готового рисунка значительно облегчали работу.
Имя основателя «Товарищества Брокар и Ко» определило название нового стиля украинской вышивки второй половины XIX – первой половины XX столетия.
«Брокаровский стиль – это целая эпоха в украинском народном искусстве», - отмечал собиратель предметов украинской национальной культуры И.М.Гончар.
Другой исследователь, Л.С.Белоус писала: «Брокаровская вышивка, распространившаяся по всем регионам Украины как явление народной культуры, имеет право на свое место в истории украинского искусства.
В течение длительного времени (целого столетия) этот стиль выполнял важную роль в культурном пространстве, в котором жила крестьянская семья, формировал вкусы многих поколений».
Что же это был за стиль?
Преимущественно, как мы уже говорили, растительные мотивы, а также «птичьи», «звериные».
Особенно популярной была французская роза на миллиметровой бумаге, с которой легко можно было перенести рисунок вышивкой крестиком на домотканое полотно.
Вышивали розу обычно красными и черными нитками, иногда разноцветными.
С легкой руки Брокара ни один украинский рушник не обходился без «розочки».
Эта натуралистичная роза в букетах или в линейных раппортах стала самым популярным элементом вышивки и постепенно стала вытеснять другие элементы растительной орнаментики.
.
Рекламный листок «Товарищества Брокар и Ко». 1902 г.
.
Оборотная сторона брокаровского листка, сопровождающего рекламу «румян для губ» и способы их применения
.
.
Образцы современной украинской вышивки по брокаровским рисункам
.
Линейная или криволинейная строчка (бордюр) из роз и листьев преподносились в схемах для вышивки как узор в стиле «помпадур».
.
.
Роза в стиле «помпадур» на образце для вышивки крестиком
.
В двадцатом столетии мотив розы повсеместно завоевал первенство и в вышивке, и в других видах народного ткацкого искусства.
На украинских женских сорочках розами украшали рукава, подол, манжеты.
На вышитых мужских сорочках розами брокаровского стиля – мелкими или крупными – украшали манишку.
.
Украинская сорочка с розами брокаровского стиля
.
.
Детали праздничной женской одежды Тамбовской и Курской губерний начала XX в.
.
В заключении скажем, что «брокаровский» стиль оказал влияние не только на мотивы народной вышивки в Украине, но и в России.
Возможно, в России «пагубное» влияние рекламных листков на народные художественные промыслы было даже более сильным в смысле утраты самобытности.
События 1917 года и последовавшая за ними полная перестройка народного сознания и быта окончательно «добили» народное искусство, возрождение которого начинается только сейчас.
С другой стороны, брокаровские розы для многих крестьян Сибири, Урала, Дальнего Востока стали первыми изображениями французских роз, о которых они только слышали.
Культура выращивания садовых роз даже в начале XX века была для части регионов России просто незнакома, хотя слова «розы», «розаны» употреблялись широко.
Итак, как известно, любое нововведение имеет две стороны.
Так случилось и с брокаровским стилем в народной украинской вышивке.
С одной стороны, он был в определенной степени шагом назад в деле развития народных ремесел.
С другой – этот стиль имел положительное влияние на популяризацию роз на всей славянской территории.
Категория: Историческая справка | Добавил: GalaSm (20.01.2016)
Просмотров: 1631 | Рейтинг: 3.5/2
Среда, 24.04.2024, 09:55
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Тематические подарки [10]
Историческая справка [9]
Информация для заказчиков [3]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10576
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024